Каждый фильм со временем изнашивается. Даже новый фильм, не имеющий повреждений, при прохождении через кинопроектор в той или иной степени загрязняется и замасливается. Фильмы теряют эксплуатационные качества в результате неправильного хранения. При демонстрации фильма на эмульсионном слое и на основе появляются полосы - микроскопические царапины, в которые попадают пыль и масло. Образуя корку, в дальнейшем они приводят к повреждениям кинопленки. Эти повреждения проявляются в виде так называемого "дождя" - тонких полос, сильно искажающих изображение.
Износ перфорационных дорожек начинается с появления точкообразных повреждений (надколов) краев или углов перфорационных отверстий. Надкол переходит в разрыв - надсечку. Глубокая надсечка вызывает разрыв межперфорационного участка или пленки от перфорационных отверстий до края.
Правилами по определению технического состояния 8-миллиметровых кинофильмов установлен срок их службы - до 200 сеансов.
Фильмы, снятые на 8-миллиметровую кинопленку, могут иметь следующие повреждения:
мелкая надсечка - разрыв рабочего края или угла перфорационной дорожки на глубину до 0,35 мм в сторону края пленки или на глубину до 0,75 мм в сторону другой перфорационной дорожки;
глубокая надсечка - разрыв края или угла перфорационной дорожки на глубину от 0,36 до 0,7 мм в сторону края пленки или на глубину от 0,75 до 1,5 мм в сторону другой перфорационной дорожки;
разрыв перфорационной дорожки - разрыв до края пленки или в сторону другой перфорационной дорожки на глубину более 1,5 мм;
надрезающая полоса - резко прочерченная линия надреза вдоль перфорационной дорожки, фонограммы или сюжета, затрагивающая основу фильма;
стрижка - отсутствие (срез) перфорационной дорожки.
Каждая часть кинофильма должна быть защищена начальным и конечным ракордами - концовками.
Техническое состояние фильма (состояние поверхности пленки, перфорационных дорожек, склеек и ракордов) оценивают по каждой части в отдельности, по четырем категориям, из которых три - рабочие. Лучшая категория - первая, худшая - четвертая (фильмы четвертой категории непригодны к эксплуатации, если возможно, их реставрируют в фильморемонтных мастерских).
Техническое состояние поверхности кинопленки проверяют по всей длине каждой части фильма. Дефекты в виде потертостей или "дождя" на участках длиной до 10 м в начале и конце части не учитывают.
Сохранности фильма способствует его своевременный мелкий ремонт, предусматривающий переделку неправильных, непрочных и небрежно сделанных склеек; ремонт и подклейку разорванных краев перфорационных дорожек; чистку фильма от загрязнений; подклейку или замену изношенных ракордов и защитных концов к ним. Склейка считается правильной и хорошей, если она прочна, а перфорационные отверстия склеиваемых концов точно совпадают друг с другом. Разорванные перфорационные дорожки подстригаются ножницами, а на их место с глянцевой стороны делается подклейка кусочка перфорационной дорожки так, чтобы дорожка не захватывала изображения. Склейки и подклейки должны быть чистыми, без следов пальцев, грязи и пятен, без пузырьков и короблений.
Загрязненный фильм прочищают при перемотке. Пленку тщательно протирают на фланелевой или бархатной подушечке тампоном, смоченным в этиловом (винном) спирте или в чистильном растворе двух составов:
бензин - 75%,
бутиловый спирт -25%;
четыреххлористый углерод - 50%,
бутиловый спирт - 50%.
Этиловый спирт снимает только загрязнения, но не растворяет и не удаляет жировых пятен. Кроме того, он пересушивает кинопленку. Нельзя протирать спиртом цветные фильмы, так как это приводит к их сильному выцветанию.
Для того чтобы сохранить концы фильма или сделать необходимые надписи (название фильма, части и пр.), к рулону фильма подклеивают ракорды или защитные концовки из неэкспонированной кинопленки. Изношенные ракорды заменяют новыми.
Если фильм хранится в очень сухом помещении, он становится хрупким и легко ломается, в очень влажной атмосфере витки пленки прилипают друг к другу, эмульсионный слой повреждается, и фильм становится непригодным к демонстрированию.
Одним из серьезных недостатков цветного фильма на многослойной пленке является неустойчивость цветного изображения. При длительном хранении на цветной кинопленке постепенно пропадают синие и зеленые цвета, и фильм приобретает общий коричневый оттенок. Распад красителей происходит как при свете, так и в темноте. Наибольшее влияние на сохранность цветного фильма оказывают температура и влажность окружающей среды. При высокой температуре и большой влажности наблюдается быстрое обесцвечивание кинопленки, которое может протекать и в полной темноте. Установлено, что цветное изображение практически не изменяется, если фильм хранится при температуре 13-18 °С и относительной влажности около 65%. Цветные фильмы, изготовленные гидротипным способом с использованием более устойчивых красителей, можно хранить так же, как и черно белые, - при температуре 15-20 °С и относительной влажности воздуха 60-75%.
Хранить кинопленки следует в металлических коробках. Части фильма, имеющие значительную усадку, необходимо увлажнять в фильмокоробках с двойным дном или в фильмостате, заряженном фильмостатной жидкостью, содержащей 15 г ацетона, 25 г глицерина и 60 г дистиллированной воды. Избыток влажности в фильмостате ликвидируют с помощью влагопоглощающих солей, например хлористого кальция.
Другие вопросы по теме видео
|