Кинопроектор «Русь» в советские времена был самым уважаемым аппаратом. Его также можно было встретить в школах, институтах, техникумах. На них крутили дидактическую программу к урокам, а также некоторые продвинутые студенты, если удавалось воспользоваться камерой, снабжали свои выступления отснятым материалом. Кинопроектор Русь - самый распространенный двухформатный кинопроектор для просмотра любительских 8 мм. кинопленок.
Кинопроектор требовал определенных
условий хранения и эксплуатации. Несоблюдение этих требований могло привести к поломке кинопроектора, в т.ч. и заклиниванию двигателя.
На кинопроекторе "Русь" устанавливался коллекторный электродвигатель ДКО-16-5МУ4, 16Вт, 50Гц, 0,45А.
В процессе эксплуатации данного электродвигателя внутри появляются частички (например от щеток), которые неблагоприятно воздействуют на трущиеся поверхности вала в подшипниках. (фото разобранного двигателя с порошкообразным налетом). Попадание посторонних частиц в подшипник трения может вызвать перекос и заклинивание вала.
На этом электродвигателе ДКО-16-5МУ4 сама по себе конструкция подшипникового механизма достаточно интересная. Подшипник состоит из медной (латунной) втулки, которая фиксируется в статоре двигателя войлочной подушкой (фетром). Втулка одевается на вал и вместе с войлочным кольцом прижимается и фиксируется в статоре пружинными фиксаторами. Данная конструкция подшипника скольжения подразумевает необходимость постоянного наличия смазки. Отсутствие смазкиа приводит в сильному нагреву элетродвигателя и в случае попадания между втулкой и валом посторонних твердых частиц - происходит перекос втулки и заклинивание вала.
На статоре электродвигателя ДКО-16-5МУ4 в местах установки подшипников предусмотрены штатные отверстия для смазки. Но они расположены таким образом, что жидкая смазка должна сначала пропитать полностью войлочную подушку, в которой фиксируется латунная втулка, а потом смазка может попасть на втулку. Как показывает практика, чтобы смазка дошла до втулки и попала между втулкой и валом электродвигателя нужно сильно постараться пропитать всю войлочную подушку,чтобы смазать вал.
Многие, кто столкнулся с такой проблемой и разобрался с конструкцией подшипникового механизма, стали смазывать их по валу. Для этого кинопроектор ставиться на заднюю стенку вертикально, смазка набирается в шприц и при прокручивании вала, по капельке выдавливается между втулкой и валом. Одной капли силиконовой смазки вполне достаточно. Большее количество масла может попасть в ротор и быть разбрызганно по внутренности двигателя. Чего совсем НЕ рекомендуется.
Обращаем внимание, что на электродвигателе имеется ДВА подшипника, требующих смазки (красные стрелка на верхней фото). Доступ к подшипнику справа достаточно прост и расстояние между втулкой и шкивом позволяет без особых ухитрений визуально нанести пару капель. С левым подшипником ситуация другая. Он скрыт кожухом крыльчатки и доступ к втулке ограничен. Как вариант - можно использовать шприц с изогнутой под 90 град. иглой. Важно быть особенно аккуратным при смазывании без визуального контроля количества смазки, так как лишняя смазка может оказаться там, где ей совсем не место.
Чтобы избежать проблем с работой двигателя - нужно не забывать периодически смазывать подшипники электродвигателя. Кроме этого, нужно не забывать про обязательную смазку шестерен и других трущихся элементов кинопроектора "Русь".
Другие вопросы по теме видео
|