Основной недостаток 8-мм фильмов — небольшая площадь кинокадра, которая примерно в 4 раза меньше площади кинокадра 16-мм фильма и в 20 раз — площади кинокадра 35-мм фильма. Поэтому на малом кинокадре практически не видны многие мелкие детали, хорошо различимые на большом кинокадре. Это ограничение - возможности любительского кино, т. к. вынуждает кинолюбителя вести съёмку в основном крупным планом.
Кинокамера Кварц 8XL
Устройство киносъёмочного аппарата.
Независимо от типа применяемой киноплёнки и конструктивных особенностей все любительские киносъёмочные аппараты имеют объектив, визир, лентопротяжный механизм, обтюратор, привод; большинство современных кинокамер снабжаются экспонометрическими устройствами; многие аппараты имеют кассетную систему зарядки, более совершенную, чем бобинная Киносъёмочный объектив создаёт оптическое изображение снимаемых предметов на светочувствительном слое киноплёнки в пределах кинокадра. Объектив представляет собой сложное оптическое устройство, В любительских киносъёмочных аппаратах обычно применяются объективы с фокусным расстоянием в пределах 12—50 мм (в 16-мм кинокамерах) и 8—12 мм (в 8-мм кинокамерах). Как правило, фокусное расстояние объективов—величина постоянная, поэтому, если в целях получения кинематографических эффектов требуется изменить масштаб изображения, приходится пользоваться либо сменными объективами с различными значениями фокусного расстония, либо насадочными линзами, устанавливаемыми перед объективом и обеспечивающими нужное изменение масштаба изображения. Сменные объективы и насадки на киносъёмочном аппарате устанавливаются либо в индивидуальных переходных оправах, либо на поворотном устройстве, называемом турелью. Относительное отверстие характеризует светосилу объектива, т. е. освещённость оптического изображения на киноплёнке во время киносъёмки. Оно определяется как отношение диаметра светового отверстия объектива к его фокусному расстоянию. Для изменения освещённости изображения объектив имеет диафрагму, с помощью которой (вручную или автоматически) можно изменять диаметр светового отверстия объектива в зависимости от световых условий киносъёмки.
Объективы первых любительских кинокамер, как правило, не имели приспособлений для фокусировки. Такие объективы устанавливают сфокусированными на определённое (т. н. гиперфокальное) расстояние и за счёт большой глубины резко изображаемого пространства создают на киноплёнке практически резкое изображение снимаемых предметов, находящихся от кинокамеры на расстоянии свыще 1,5—2 м. Обычно оптимальным для киносъёмки нефокусируемым объективом считается расстояние 5—6м. Разрешающая способность объектива характеризует его способность создавать раздельные изображения двух близко расположенных точек, т. е. определяет степень резкости и чёткости воспроизведения мелких деталей объекта съёмки на киноплёнке.
У большинства киносъёмочных объективов разрешающая способность выше, чем у фотографических объективов. Визир (видоискатель) предназначен для определения границ изображения (кинокадра) и желаемого расположения изображения объекта съёмки в границах кинокадра, а также (в некоторых кинокамерах) для фокусировки съёмочного объектива. В любительских кинокамерах применяют визиры параллаксные (обычно телескопические) и беспараллаксные (зеркальные и со светоделением). Телескопические визиры относятся к параллаксным, так как их линия визирования смещена на некоторое расстояние относительно оптической оси съёмочного объектива (такое несовпадение линии визирования с оптической осью объектива и называется параллаксом). Наличие параллакса приводит к тому, что границы изображения, наблюдаемого в визир, не совпадают (снизу и сверху) с границами изображения на кинокадре. Поэтому при съёмке близких предметов кинокамерой с телескопическим визиром необходимо делать поправку на параллакс. Телескопическими визирами оснащались простые 8-мм кинокамеры типа «Кварц-2», «Экран». Параллакс отсутствует у визиров двух других типов. В зеркальном визире оптическое изображение снимаемого объекта наблюдается на матированной поверхности линзы, на которой оно создается световыми лучами, отраженными от зеркальной лопасти обтюратора, прошедшими съёмочный объектив. При вращении обтюратора световые лучи, формирующие оптическое изображение снимаемого объекта, попеременно попадают либо на киноплёнку за кадровым окном, либо в визир, создавая изображение на матированной поверхности линзы. Недостатком зеркального визира является то, что в процессе киносъёмки в глаз оператора попадает прерываемый обтюратором световой поток, что при малых частотах киносъёмки может привести к мельканию наблюдаемого в визир изображения. Зеркальный визир имеют, например, киносъёмочные аппараты «Красногорск». Наиболее совершенным считается визир со светоделением, например посредством светоделительной призмы с полупрозрачным зеркальным слоем. В таких визирах к окуляру отводится лишь небольшая часть световых лучей (обычно около 20%), прошедших через объектив. Отражённые светоделительной призмой лучи света создают изображение объектов съёмки на матированной поверхности коллективной линзы .
Достоинство визиров со светоделением в том, что при изменении светового отверстия съёмочного объектива (посредством диафрагмы, располагаемой за светодели-тельной призмой), яркость наблюдаемого изображения не меняется. Визиры такого типа имеют, например, кинокамеры «Аврора-215», «Кварц 1Х8С-2» и «ЛОМО-220». Лентопротяжный механизм любительских киносъёмочных аппаратов включает подающую и принимающую бобины (либо кассету с киноплёнкой), фильмовый канал с кадровым окном, направляющие ролики, скачковый механизм и привод. В процессе съёмки неэкспонированная киноплёнка с подающей бобины поступает на верхний направляющий ролик и далее в фильмовый канал.
Выйдя из фильмового канала, уже экспонированная киноплёнка огибает нижний направляющий ролик и наматывается на нижнюю, принимающую бобину. Перемещение плёнки в фильмовом канале осуществляется скачковым механизмом грейферного типа, который обеспечивает прерывистое движение плёнки с определённой частотой смены кадров, называемой частотой киносъёмки. У большинства любительских кинокамер частоту киносъёмки можно произвольно изменять в пределах от 8 до 54 кадр/с. Обычно съёмка ведётся с частотой смены кадров, соответствующей нормальной частоте кинопроекции.
Для 8-мм кинофильмов такой частотой считается 16 и 18 кадр/с, для 16-мм фильмов —16 и 24 кадр/с. Если принять за нормальную частоту киносъёмки 16 кадр/с, то киносъёмка с пониженной частотой, например 8 кадр/с, позволяет во время кинопроекции с нормальной частотой 16 кадр/с получить ускоренное (вдвое) движение объекта на экране, а киносъёмка с повышенной частотой, например 32 кадр/с,— замедленное (также вдвое). При этом время экспонирования 1 кинокадра зависит как от частоты киносъёмки, так и от типа обтюратора, формы и размеров его светового выреза. В любительских кинокамерах наиболее часто используются дисковые обтюраторы с 1—3 световыми вырезами. Обтюратор периодически перекрывает свет, проходящий к кадровому окну, в момент перемещения киноплёнки в фильмовом канале. Обычно обтюраторы в любительских кинокамерах имеют постоянный световой вырез. Поэтому выдержка (при установленной частоте киносъёмки) оказывается также постоянной (нерегулируемой) и экспозиция изменяется только за счёт изменения диафрагмы съёмочного объектива. В качестве привода в любительских кинокамерах используют заводные пружинные механизмы или электродвигатели постоянного тока. Для регулирования частоты киносъёмки привод оснащается регулятором частоты вращения. Питание электропривода осуществляется от элементов «А-316» или. батарей аккумуляторов типа ЦНК-0,45, помещающихся в корпусе кинокамеры. Фильмовый канал обеспечивает строго перпендикулярное положение плоскости киноплёнки относительно оптической оси объектива. В передней стенке фильмового канала сделан прямоугольный вырез — кадровое окно с размерами 3,55X4,7 мм (обычный формат 8-мм фильма), 4,12X5,69 мм («Супер-8») и 7,42X10,05 (для 16-мм фильма).
При пользовании кинокамерой необходимо помнить, что во время скольжения киноплёнки по направляющему желобку фильмового канала на его поверхностях, соприкасающихся с плёнкой образуется нагар — бугорки, состоящие из микрочастиц соскобленного эмульсионного слоя. Причина образования нагара—дефекты полировки (царапины, следы коррозии и т. п.) направляющих фильмового канала. Образование нагара может привести к появлению на поверхности киноплёнки тёмных полосок и даже царапин. Нагар можно снять мягкой тряпочкой, смоченной в спирте или ацетоне. Эту операцию нужно повторять после демонстрации 15—20 фильмов (частей).
Большинство современных любительских киносъёмочных аппаратов имеют экспонометрическое устройство, обеспечивающее автоматическую или полуавтоматическую установку нужного значения светового отверстия съёмочного объектива в зависимости от яркости снимаемого объекта, светочувствительности киноплёнки и частоты киносъёмки. Основной частью экспономет-рического устройства является фотоэлектрический экспонометр, конструктивно объединенный с механизмом диафрагмы. В любительских кинокамерах с помощью экспонометриче-ского устройства устанавливают (вручную путём совмещения стрелки экспонометрического устройства с установочным индексом в поле зрения визира) только диафрагму, т. к. частота съёмки (а следовательно, и соответствующая выдержка) либо постоянна, либо устанавливается заранее и не меняется в процессе съёмки. Такие экспонометрические устройства имеются, например, в кинокамерах «Красногорск-3», «Кварц 2Х8С-3». Автоматические экспонометрические устройства устанавливают диафрагму автоматически, например в кинокамерах «Кварц 1X ВС-28 и «ЛОМО-220».
Наличие экспонометрического устройства значительно упрощает обеспечение требуемой экспозиции при съёмке и гарантирует получение удовлетворительного с фотографической точки зрения фильма. Это особенно важно при съёмке фильма на обращаемую киноплёнку. При съёмке на обращаемую киноплёнку экспозиция определяется по яркости наиболее светлых, сюжетно важных деталей сцены, а не тёмных, как при съёмке на негативную киноплёнку. Несоблюдение этого правила — экспонировать по светам при съёмке на цветную обращаемую киноплёнку приводит к нарушению общей плотности и правильности цветопередачи в изображении.
Передержанные (переэкспонированные) при съёмке изображения отличаются недостатком жёлтого цвета и избытком синего. В недодержанных изображениях наблюдается недостаток синего цвета и избыток жёлтого и пурпурного цветов, что обусловливает красно-коричневый оттенок всего изображения. При киносъёмке на цветную обращаемую киноплёнку необходимо учитывать интервал яркостей объекта съёмки. Так как фотографическая широта (интервал яркостей, в пределах которого светотени оригинала правильно воспроизводятся на его фотографическом изображении) цветной обращаемой киноплёнки незначительна, следует избегать контрастного освещения объекта съёмки. В противном случае цветные изображения будут чрезмерно контрастными и с голубым оттенком светлых и красным оттенком темных участков.
При натурных съёмках с солнечным освещением интервал яркостей объекта обычно не укладывается в фотографическую широту цветной обращаемой киноплёнки. Поэтому съёмки общих и средних планов рекомендуется производить при мягком освещении объекта, когда контраст освещения небольшой. Помимо основных узлов и механизмов киносъёмочные аппараты имеют счётчик метража экспонированной (или неэкспонированной) кинопленки, иногда механизм обратной перемотки киноплёнки. В комплект кинокамеры могут также входить (в различных сочетаниях) афокальные сменные насадки, светофильтры, бленды, переходные кольца, ручка пистолетного типа и другие принадлежности.
Кинопленки для кинокамер
Монтаж фильма и хранение кинопленок
Озвучание кинофильмов для просмотра