Испытания отдельных узлов и механизмов, а также кинокамеры в целом необходимо производить после всех видов ремонта, когда кинокамеру разобрали, собрали и отрегулировали. Кроме того, кинокамеры испытывают периодически, в процессе ее эксплуатации или в случаях, когда есть сомнение в правильности действия того или иного механизма. Ниже приведены способы и методика проведения испытаний основных элементов съемочной камеры.
Проверка на светонепроницаемость.
Если светонепроницаемость корпуса кинокамеры нарушена, на проявленной кинопленке обнаружатся засветки. Обычно засветка пленки происходит в момент ее остановки - такая засветка ярко выражена. Засветка движущейся кинопленки покрывает пленку как бы вуалью. Обнаружить засветку кинопленки посторонним светом можно двумя способами. В одном случае в темной комнате заряжают в кинокамеру отрезок пленки и на расстоянии 0,5 м облучают кинокамеру источником света мощностью 500 вт. В проявленной пленке обнаруживают места засветки. В другом случае внутрь корпуса устанавливают небольшую автомобильную электролампу напряжением 6-12В. К ней припаивают тонкие провода, которые не помешают закрыть крышку кинокамеры. Поместив кинокамеру в темную комнату, подключают источник питания. Места, через которые в кинокамеру попадает свет, легко обнаружить; их нужно отметить мелом, а потом, в зависимости от конструкции корпуса, или заклеить бархатом, или проложить шнурок. Если свет проникает со стороны механизмов, под рукоятки управления кинокамерой подкладывают светозащитные прокладки.
Проверка фильмового канала.
Основной дефект фильмового канала - появление на целлулоидной стороне кинопленки царапин или так называемых фрикций, т. е. повреждении эмульсионной стороны пленки вследствие нажима или трения Царапины на пленке легко обнаружить, рассматривая ее в отраженном свете в сильную (6-8-кратную) лупу. Для того чтобы на кинопленке выявились царапины, ее нужно несколько раз пропустить через фильмовый канал. В большинстве случаев причиной царапин является нарушение шлифовки и полировки фильмового канала, в особенности прижимной рамки, или образование на них скоплений перфорационной пыли (нагара). Искать причины царапания кинопленки в других механизмах не имеет смысла, так как в кинокамерах пленка зажимается только в зоне фильмового канала. Так как в любительских кинокамерах легко извлечь мостик с прижимной рамкой, то несложно их осмотреть с помощью лупы и обнаружить места нарушения полировки, а также места скопления перфорационной пыли. После полировки и промывки бензином фильмового канала вновь несколько раз пропускают кинопленку и убеждаются в отсутствии царапин. Фрикции на непроявленной пленке выражаются в виде малозаметной на глаз темной полоски (или полосок), а иногда до проявления кинопленки их обнаружить не удается. На проявленной кинопленке, предварительно пропущенной через фильмовый канал при закрытом объективе, фрикции выражаются в виде темной полосы строго прямолинейной формы.
Для того чтобы обнаружить причины и места возникновения царапин или фрикций, в кинокамеру заряжают рулон чистой пленки (без царапни и фрикций). Пропустив небольшое количество пленки через фильмовый канал, останавливают камеру и карандашом отмечают положение пленки относительно фильмового канала. Аккуратно разрядив камеру, рассматривают кинопленку и обнаруживают места начала царапин. Отметив карандашом начало каждой царапины, пленку приставляют ранее произведенной отметкой к корпусу фильмового канала (при снятой прижимной рамке) и таким способом легко обнаруживают места возникновения дефектов. В кинокамерах, не имеющих транспортирующих барабанов, где кинопленку тормозит резиновый валик, последний также может являться причиной возникновения царапин, так как к резиновому валику часто пристают песчинки, царапающие пленку. Поэтому валик рекомендуется периодически протирать и очищать от пыли.
В кинокамерах, имеющих кассеты с транспортирующими механизмами ("Киев 16с-2"), царапины и фрикции могут возникать не только в фильмовом канале, но и в местах, где кинопленка обкатывается прижимными роликами и при увеличенном размере петель. В 8-миллнметровых камерах появление фрикции по осевой линии (по линии разрезания пленки) вполне допустимо. Если при внешнем осмотре фильмового канала никаких нарушений полировки не обнаружено, а фрикции на кинопленке все-таки появляются, необходимо проверить усилие, с которым прижимная рамка давит на пленку, и в случае необходимости ослабить прижимную пружину.
Дополнительные проверки кинокамер
|