Часто при обращении с кинопленкой при ее длительном хранении выявляется проблема, которая может случится со старой (40-60 лет) киноплёнкой на триацетатной основе. Явление называется "уксусный синдром" и известно работникам киноархивов.
Вообще говоря,любая киноплёнка со временем стареет, помимо потери воды (пересыхания), и чисто механического износа, происходит также саморазрушение основы.
Уксусный синдром – это процесс распада ацетатцеллюлозной основы на молекулярном уровне, сопровождающийся резким запахом уксусной кислоты, которая выделяется в окружающую среду.
Процесс разложения является автокаталитической (ускоряется под влиянием накопившихся продуктов распада основы) и начинается тем быстрее, чем выше температура и относительная влажность воздуха. Постепенно становиться липким эмульсионный слой, а основа становится очень хрупкой , киноплёнка очень легко рвётся, даже при отсутствии заметных повреждений перфораций. Смотреть такое уже невозможно. И самое неприятное, что известны случаи, когда пораженные «уксусным синдромом» кинопленки «заражали» другие, изначально чистые.
Старения кинопленки, когда оно уже началось, протекает с возрастающей скоростью, и полностью его остановить невозможно. Оптимизируя условия хранения кинопленки можно лишь замедлить этот процесс.
В общем,тот ещё "подарочек". Причины этого неприятного явления так до конца и не изучены,а вот "запустить" его может неправильное хранение киноплёнки при повышенной температуре и влажности в плотно закрытых и годами не открываемых "банках".
Единственная "радость", что разрушающаяся триацетатная киноплёнка, в отличии от нитроплёнки , не нагревается , и не может самовоспламениться.
По этому,если вдруг нам "повезло" и, открывая банку с очередным иноархивом, мы чувствуем резкий запах уксуса, это повод задуматься,а нужен ли такой экспонат в коллекции. Если всё же нужен (ну или вдруг ,что то лучшее и любимое, таким образом "заболело), плёнку несколько раз перематываем туда-сюда,на открытом воздухе, стараясь не вдыхать ядовитые пары ."Шедевр" храним в неплотно закрывающейся банке (не в коем случае не в герметичном пакете), в максимально прохладном, но не сыром месте, в стороне от основной коллекции. Кинопленку с "уксусным синдромом" придётся минимум пару раз в год перематывать, чтобы из рулона выходили испарения уксусной кислоты.
Архивисты рекомендуют для хранения такой "больной" плёнки вообще использовать специальные вентилируемые коробки "с дырочками" (возможно в них киноплёнка окончательно пересохнет) и внутрь коробки вкладывать специальный поглотитель "..С целью замедления "уксусного синдрома" для создания микроклимата внутри коробок с фильмовыми материалами можно использовать "молекулярные сита" цеолитов (Компания Eastman Kodak), поглощающие из воздуха влагу и пары уксусной кислоты, или нетканый хемосорбционный материал (НХМ), разработанный НИКФИ." Ну это уже рекомендация для профессиональных архивов, а не для домашней коллекции.
А ещё в профессиональных киноархивах, для контроля над началом разложением основы, закладывают в банку с киноплёнкой специальную тест-полоску, которая меняет свой цвет в зависимости от уровня кислотности (от зелёного до красного). Положили, посмотрели - стала полоска красная - нужно эту плёнку в особое помещение с принудительной вентиляцией перекладывать, зелёная осталась - всё замечательно, можно дальше хранить, жёлтая - нужно эту киноплёнку держать под контролем. Вот такая "химия и жизнь" простого кинолюбителя.
Если вы обнаружили запах уксуса в своем киноархиве - подумайте о скорейшей оцифровке этого материала. Процесс остановить нельзя, но можно "заразить" остальные пленки.
Оцифровка 8 мм кинопленки - от 50 рублей за 1 минуту.
Другие вопросы по теме видео
|